1.1. Предпосылки
Объем нежелательной для получателя электронной почты, часто именуемой спамом (spam), существенно возрос за последнее время и составляет сейчас существенную долю всей электронной почты в сети Internet. Такой рост уровня спама потребовал незамедлительного принятия мер противодействия.
Проблема спама включает несколько аспектов:
- Значительное число нежелательных сообщений, получаемых пользователями электронной почты.
- Спам совершенно тупой — т. е., никак не связан с областью интересов получателя (если не исходить из предположения, что всех пользователей Internet интересуют порнографические картинки, программы для рассылки спама и т.п.).
- Спам стоит его получателю реальных денег, поскольку многие пользователи оплачивают время, затрачиваемое на копирование сообщений из своего почтового ящика у ISP на свой компьютер (например, при подключении по телефонной линии).
- Спам повышает уровень расходов ISP. Предположим, что сообщение размером 10 кбайт отправлено 10 000 адресатов, почтовые ящики которых поддерживаются одним ISP. Суммарный трафик в результате такой рассылки составит 100 Мбайт. Диск размером 4 Гбайт способен принять 40 таких рассылок, после чего на нем уже не останется свободного места. Такие выбросы почтового трафика практически невозможно предусмотреть, поэтому они могут приводить почтовую систему провайдера в состояние полной неработоспособности.
- Многие отправители спама прячутся за подставными адресами отправителя в заголовках почтовых сообщений чтобы спам казался получателю реальным почтовым диалогом или доставленной по ошибке почтой. В полях темы сообщения часто используются фразы типа "material you requested", хотя содержимое такой почты не имеет никакого отношения к интересам и потребностям ее получателей. Тема, указываемая в заголовке таких сообщений зачастую просто служит приманкой для получателя, стимулирующей его к просмотру принятого сообщения. Фактически, некоторые программы рассылки спама «почитают за честь» добавлять заголовки, которые заставят ISP «поломать голову". Получатели спама, отправляющие в ответ гневные письма протеста или отказывающиеся от получения рассылок в соответствии с включенными в письмо инструкциями, зачастую попадают в дополнительные списки рассылки спама, которые спамеры продают.
- Обычной практикой при рассылке спама является использование сторонних хостов в качестве трансляторов почты (relay), направляющих сообщения адресатам. Такое нелегальное использование почтовых служб является нарушением законодательства большинства — если не всех — стран (по крайней мере, в США спамеров достаточно часто преследуют по закону). Однако, если исходный отправитель находится в США, использованный для рассылки спама почтовый транслятор — в Швеции, а получатели спама в США, юридические проблемы существенно осложняются.