1.1. Серверы
Сервер формирует бэкбон IRC, предоставляющий точки присоединения клиентов для общения и присоединения других серверов для формирования IRC-сети. Серверы, доступные в сети формируют IRC-сеть, образуя сетевое дерево (см. рис. 1), в котором каждый сервер является самостоятельным, но тем не менее взаимодействующим с остальными серверами. (Подобная форма сети предполагает наибольшую сохранность сети, даже при падении одного или нескольких серверов. — прим. пер.).
[ Сервер 15 ] [ Сервер 13 ] [ Сервер 14] / \ / / \ / [ Сервер 11 ] ------ [ Сервер 1 ] [ Сервер 12] / \ / / \ / [ Сервер 2 ] [ Сервер 3 ] / \ \ / \ \ [ Сервер 4 ] [ Сервер 5 ] [ Сервер 6 ] / | \ / / | \ / / | \____ / / | \ / [ Сервер 7 ] [ Сервер 8 ] [ Сервер 9 ] [ Сервер 10 ] : [ etc. ] : Рисунок 1: Схематичное изображение IRC-сети
1.2. Клиенты
Клиент это любое присоединение к серверу, и который не является сервером. Каждый клиент отличается от других клиентов наличием уникального (не похожего ни на чей другой. — прим. пер.) никнейма, имеющего длину не больше девяти (9) символов. Посмотрите правила протокольной грамматики для того, чтобы знать что можно и что нельзя использовать в никнейме. В дополнение к никнейму, все серверы должны иметь следующую информацию о всех клиентах: настоящее имя хоста, с которого запустился клиент, имя пользователя клиента на этом хосте и сервер, к которому присоединился клиент.
1.2.1. Операторы
Для поддержания порядка в IRC-сети, существует специальный класс клиентов (операторы. В данный момент их называют "иркопы" — прим. пер.). Хотя, возможности операторов можно рассматривать как «опасные», они не подчиняются приказам. Операторы выполняют основные сетевые задачи, такие как отсоединение и пересоединение серверов для улучшения состояния сети или исправления каких-либо сетевых ошибок. Смотрите разделы 4.1.7 (SQUIT) и 4.3.5 (CONNECT).
В дополнение к возможностям операторов можно добавить, что в их силах так же закрыть соединение между клиентов и сервером. Правда, подобное бывает только при диструктивных и раздражающих действиях клиента. Подробней об этом действии сказано в разделе 4.6.1 (KILL).